Обычно пассажиры во время инструктажа о правилах пользования кислородными масками отвлекаются от бортпроводников. И напрасно это делают: это важная составляющая общей и личной безопасности. Необходимость воспользоваться этим приспособлением возникает крайне редко, но это не значит, что правилами применения можно пренебречь.
В статье мы рассмотрим, что важно знать пассажиру самолета о правилах использования кислородной маски в полете, принцип работы, в каких случаях она необходима.
Для чего нужна кислородная маска в полете
Пассажирские самолеты летают на высоте 9-12 тысяч метров. Здесь воздух разрежен настолько, что кислорода в нем не хватает для поддержания жизнедеятельности человека. Специальные конструктивные решения позволяют поддерживать в салонах давление воздуха в безопасном для пассажиров диапазоне, соответствующем примерно 2 000 м над уровнем моря. На такой высоте люди живут нормально, не ощущая недостатка кислорода в воздухе.
Давление внутри авиалайнера может упасть только в случае разгерметизации, обычно аварийной, из-за непредвиденного технического дефекта или внешнего или внутреннего воздействия.
Недостаток кислорода в воздухе в считанные минуты вызывает кислородное голодание, первыми признаками которого являются головокружение и тошнота. Затем человек на короткое время погружается в эйфорическое состояние. Если вовремя не восстановить поступление кислорода в кровь, происходят необратимые явления, в первую очередь – в мозгу.
В современных самолетах, чтобы исключить столь драматические ситуации, предусмотрены кислородные маски. Как только давление воздуха в салоне опускается ниже определенного значения, срабатывает автоматика, выбрасывающая маски прямо перед пассажирами.
Похожие статьи:
Запас кислорода в системе рассчитан на 12-15 минут нормального дыхания взрослого человека. Этого времени пилотам хватает, чтобы спустить машину на высоту, где воздушная смесь будет пригодной для дыхания.
Важно! Пассажирам необходимо знать, что выпадение масок и следующее за ним резкое снижение высоты – не падение авиалайнера, а штатная работа экипажа. И ее цель – сохранение жизни всех, кто находится на борту.
Кислородные маски в полете могут потребоваться и в других нештатных ситуациях: при задымлении или появлении в воздухе вредных веществ.
Принцип работы кислородной маски в самолете
Мало кто знает, откуда же берется кислород на борту самолета. Распространенное мнение – из баллонов. Это ошибка. Такие резервуары громоздкие и очень тяжелые. Грузить их на борт, значит, увеличить полетную массу лайнера, что непременно уменьшит полезную нагрузку и повысит расход горючего. И с точки зрения безопасности такой способ далек от приемлемого уровня.
На самом деле, все проще: для получения кислорода используют химическую реакцию. Все необходимое для выработки живительного газа расположено в непосредственной близости к месту использования: на панели, откуда в аварийной ситуации выпадают маски.
Выглядит это примерно так: кислородная маска снабжена тонкой трубкой, соединенной с так называемым генератором кислорода. Сам генератор представляет собой небольшую емкость, в которой находится смесь веществ. Эта смесь обладает способностью выделять кислород при нагревании. Вследствие химической реакции освободившийся кислород потоком поступает в маску.
На заметку! Система работает автоматически и регулярно проходит проверку. Поэтому пассажирам не стоит беспокоиться о ее состоянии и проверять работоспособность без нужды.
Кислород начинает поступать в маску уже в тот момент, когда пассажир только потянет ее к себе, чтобы надеть. В систему встроен простейший механизм запуска химической реакции: натягивается тросик, который вытаскивает предохранитель. Пружинка-боёк ударяет запальный элемент, и процесс начинается.
Хотя принцип действия маски достаточно сложен, он подтвердил свою эффективность и безопасность даже с учетом того, что используемые реактивы применяют при изготовлении пиротехнических изделий. Например, в качестве реагентов часто используют хлорат калия, хлорат натрия и перекись бария.
Как ни печально, но бывают случаи, когда пассажиры не ощущают поступления кислорода в маску. Это связано не с неисправностью системы, а с особенностями человеческого организма. Поэтому они ошибочно полагают, что аксессуар – всего лишь видимость, и можно прекрасно обойтись без него. Но не стоит пытаться снять маску во время падения давления на борту самолета: гипоксия развивается стремительно, а ее последствия очень опасны.
Инструкция по использованию кислородной маски в самолете
Правила использования кислородной маски содержат всего несколько простых пунктов, но от точности их исполнения зависит жизнь пассажира.
Как нужно действовать в аварийной ситуации:
- Когда маска выпадет из специального отсека, ее немедленно надевают на себя.
- Первым надевает маску взрослый, затем он надевает аксессуар на ребенка. Если действовать наоборот, родитель малыша может потерять сознания из-за недостатка кислорода. Помочь ему уже будет невозможно, равно как и ребенку.
- Если пассажир заметит легкий дымок или почувствует запах гари, нельзя паниковать. Это всего лишь побочные эффекты химический реакции. Также нужно спокойно реагировать на снижение самолета и связанную с ним заложенность ушей.
Маску снимают только после того, как самолет спустится до безопасной отметки. Бортпроводники сообщают об этом пассажирам.
Можно ли не надевать кислородную маску: последствия
Гипоксия начинает развиваться сразу после разгерметизации салона. Головокружение, тошнота – первые симптомы. Затем человек ощущает эйфорию – обманчивое чувство, маскирующее начало необратимых повреждений мозга.
По свидетельству пассажиров, побывавших в критической ситуации, у некоторых людей не возникает ощущение ненормальности ситуации. Казалось, что в кислороде необходимости нет. Медицинская же статистика говорит следующее: при резкой потере высоты самолетом у пассажиров без маски есть всего около 20 секунд «полезного сознания», когда они еще могут действовать адекватно. Если за этот период не надеть кислородную маску, повреждается мозг, возможен летальный исход.
Случаи, когда пассажирам авиалайнера приходится воспользоваться кислородными масками, бывают очень редко. Но это не означает, что можно пренебречь предполетным инструктажом. Необходимо всегда внимательно слушать все рекомендации и предупреждения бортпроводников и в критической ситуации действовать строго по их указаниям.