Насколько опасен полет на самолете: мифы и факты

аэрофобия

О путешествиях по всему белому свету мечтают многие люди. И самый оптимальный способ увидеть мир – это воздушные перелеты. Но далеко не всем удается побороть страх перед полетом на самолете. Средства массовой информации с удовольствием смакуют авиакатастрофы, чем внушают некоторой части населения непреодолимый ужас перед полетами.

В статье мы рассмотрим, что важно знать о безопасности полетов, какие мифы существуют об авиаперелетах и почему им не стоит придавать значение, как побороть страх полетов.

Есть ли опасность полетов на самолете

Насколько опасны воздушные перелеты, можно судить по количеству авиакрушений. Действительно, первые авиаторы были скорее авантюристами, чем профессионалами, и число катастроф увеличивалось по мере развития авиации. Однако уже в 80-х годах ХХ века этот рост прекратился, а уже в начале XXI в. наметилась отчетливая тенденция снижения фатальных происшествий с самолетами. На данный момент в «черном списке» только некоторые страны Африки, Азии и Латинской Америки, где крушения еще случаются.

Тем не менее, ряд опасностей все же есть:

  1. Попадание птицы в двигатель. Правда птица должна быть хотя бы средних размеров, примерно с городскую ворону. Но на стандартной полетной высоте их нет, а зона аэропорта оборудована специальными устройствами – отпугивателями пернатых.
  2. Взлет и посадка, когда от пилотов требуется максимум сосредоточенности. Кроме того, отрыв самолета от земли происходит при максимальной нагрузке на двигатели, ведь кроме пассажиров и их багажа, на борту еще и полные топливные баки. Посадка же авиалайнера всегда зависит не только от мастерства летчиков, но и от массы внешних факторов, предсказать которые невозможно. Недаром профессионалы считают, что самое сложное в их работе – благополучно посадить самолет.

Кроме этих, чисто технических рисков, есть еще и другие опасности, которым могут подвергнуться пассажиры авиалайнера. В большинстве своем они связаны с их состоянием здоровья. Так, постоянное сидячее положение, особенно при длительных перелетах, чревато застойными явлениями в тазовой области и тромбозами. Некоторые пассажиры плохо переносят нахождение в замкнутом пространстве. А при некоторых хронических заболеваниях полеты могут вызвать внезапное обострение.

Частые перелеты, особенно долгие, опасны радиацией: за 200 часов полета человек получает предельно допустимую дозу радиоактивного излучения. Но это только тогда, когда скорость самолета ниже скорости звука. Сверхзвуковые лайнеры «помогают» получить критическую дозу всего за 80 часов.

Кроме этого есть еще ряд неприятностей, которые связаны с перелетами: нарушение биоритмов, расстройство работы желудочно-кишечного тракта, снижение работоспособности.

Статистика про поездки: автомобиль, поезд и самолет

Статистика смертности при поездках в различных видах транспорта использует несколько разных методик. Наиболее точной, а потому распространенной считают расчет соотношения погибших на отрезок пути – 100 миллионов миль или 160 000 000 км.

И вот как выглядит статистика смертей при таком подсчете:

  • мотоциклы и мопеды – 42 чел.;
  • автомобильный 4-колесный транспорт – 1,6 чел.;
  • железнодорожный транспорт – 0,9 чел.;
  • авиатранспорт – 0,6 чел.

Если не заморачиваться с десятыми долями человека, картина представляется так: последние 10 лет унесли жизни около 3,5 тысяч человек в авиакатастрофах, число которых едва перевалило за сотню. При этом были учтены и коммерческие рейсы, и частные самолеты, и вертолеты, а также те люди, которые в момент бедствия находились на земле.

Самый первый пассажирский авиарейс состоялся 1 января 1914 года (Флорида, США) – немногим больше 100 лет назад. И за это время в крушениях самолетов погибло около 150 тысяч человек. А сколько сегодня гибнет в дорожно-транспортных происшествиях? По данным Всемирной организации здравоохранения, которая ведет статистику смертности в ДТП,  в среднем в мире в автопроисшествиях погибает свыше миллиона человек. Так ли уж опасен самолет?

Мифы и факты о полетах на самолете

Вокруг полетов на самолете существует не один десяток мифов, которые в большинстве случаев порождают аэрофобию. Перечислим самые популярные из них, заодно и развеем.

Самолетом полностью управляет автопилот

Есть мнение, очень распространенное в интернете, что пилоты в кабине сидят «для мебели», а рулит всем процессом компьютер. Летчик нужен, чтобы исправить нештатную ситуацию.

Действительно, современные системы автоматического управления способны полностью выполнить рейс, начиная от взлета и заканчивая посадкой. Но на деле даже суперкомпьютер способен на ошибку. Например, обледенели датчики – достаточно частое явление. Опытный пилот справляется с такой ситуацией без проблем. Компьютерные же системы буквально сходят с ума и выбирают варианты, способные привести к гибели воздушного судна. Если за штурвалом пилот – фанат компьютерных технологий, он попросту окажется бессильным в нештатной ситуации, поскольку не умеет использовать свой опыт и знания.

Чтобы избежать таких критических моментов, современная подготовка пилотов предполагает обучение управлению самолетом на разных уровнях автоматизации процессов, включая полное отсутствие автопилота.

Дверь самолета можно открыть в воздухе

Мы достаточно насмотрелись на подобные кадры в кино, когда герой незаметно покидает воздушное судно. Легким нажатием руки открывает дверь и выпрыгивает с парашютом.

В реальности так сделать очень непросто. Для этого в ручной клади нужно иметь мощный домкрат, причем гидравлический – механический, вроде автомобильного, не справится. Разница давлений за бортом и внутри лайнера такова, что голыми руками открыть дверь невозможно. Для этого нужно полностью разгерметизировать салон.

Включенные мобильные телефоны приводят к падению самолета

Считается, что радиоволны, которые излучают гаджеты, сбивают настройки бортовой аппаратуры, что приводит к крушению. Именно поэтому экипаж всегда просит пассажиров отключить мобильники или перевести их в режим полета.

Однако самолеты и телефоны работают в совершенно разных диапазонах частот. И подействовать сигнал от смартфона может только на наземные устройства связи. Учитывая, сколько их находится на пути следования самолета, можно предположить, какой хаос начнется на земле. Да и самому телефону не поздоровится: он будет беспрестанно искать сигнал, пытаться удержать его, что приведет к нагреванию устройства.

В последние годы оборудование сотовых операторов усовершенствовалось настолько, что стало возможным пользоваться мобильником в воздухе. Некоторые авиакомпании вообще предоставляют пассажирам бесплатный Wi-Fi на борту лайнеров.

Унитаз в самолете может засосать пассажира при смыве.

Теоретически это возможно. Но для этого нужно, чтобы в момент смывания пассажир продолжал сидеть на унитазе, а его тело настолько плотно прилегало к сиденью, чтобы не оставалось даже крошечных зазоров. Первое неудобно и негигиенично, второе невозможно физически.

Кислородные маски опьяняют пассажиров

Кислородные маски используют при падении давления в самолете. Надо отметить, что это редкая ситуация, но с ней можно столкнуться и в полностью исправном лайнере. Если не воспользоваться маской, можно погибнуть: бескислородные восхождения на Эверест достаются альпинистам-экстремалам очень нелегко. А они более подготовлены к разреженной атмосфере, чем обычные пассажиры самолетов.

При разгерметизации пилоты немедленно начинают сбрасывать высоту, чтобы довести давление внутри самолета до приемлемого. Чувство же эйфории или опьянение – эффект от кратковременного воздействия кислородной недостаточности.

Кстати, мнение о том, что кислорода в маске хватает на 10-12 минут, а там хоть трава не расти, тоже нуждается в пояснении. Это время – предельное, за которое самолет окажется на той высоте, где воздух будет содержать достаточное количество кислорода, чтобы люди чувствовали себя более или менее комфортно.

Алкоголь во время полета действует быстрее

Некая логика просматривается: меньше кислорода поступает в кровь, меняется течение обменных процессов в организме, алкоголь быстрее всасывается.

На самом же деле неважно на какой высоте человек употребил 100 мл водки, его содержание в крови будет всегда одинаковым. А небольшое недомогание и сложности восприятия – последствия пребывания в разреженной атмосфере. Кстати, эти факторы позволяют выпившему человеку быстрее заснуть. Вот отсюда и «растут ноги» у этого мифа.

Даже маленькое отверстие в корпусе лайнера разрывает его на куски

Это опять шаблон из боевиков, когда плохой и хороший герои сражаются в воздухе, и случайный выстрел пробивает обшивку. Самолет немедленно разваливается на части, герой подхватывает парашют и спасается, антигерой гибнет при падении останков лайнера.

В реальности пулевое отверстие таких фатальных бед не принесет. Поклонники австрало-американской научно-популярной телепередачи «Разрушители легенд» (Discovery Channel), наверное, помнят, скольких усилий стоило героям прострелить обшивку самолета. Нужного результата они добились, только применив бронебойный снаряд.

На заметку! Наиболее внимательные пассажиры нередко замечают маленькие отверстия на иллюминаторах самолетов. Но это не повод для паники. Нехитрая конструктивная особенность уравновешивает давление между внешними и внутренними стеклами и одновременно отводит излишки воздуха. И окна не запотевают именно из-за них. Отверстия не сквозные, так что к ним вполне можно прикладывать даже детские пальчики.

В самолете быстрее распространяются микробы

Ну да, замкнутое пространство, рециркуляция воздуха, тоже вроде все логично.

Вот только на самом деле фильтры, расположенные в полу салона, затягивают отработанный воздух и одновременно отсеивают из него до 99% всех микробов. А на то, чтобы полностью очистить воздух в самолете от появившихся примесей уходит 2 минуты. Сколько времени занимает проветривание в служебном кабинете или в спальне дома и сколько микробов оно нейтрализует?

Каких условий в полете можно не бояться

Люди боятся авиаперелетов по разным причинам. Кто-то опасается плохой погоды, кто-то – ночных рейсов. Иногда эти страхи возникают на пустом месте, но чаще – от недостатка информации.

Оценим степень опасности некоторых ситуаций, наиболее часто встречающихся в полете:

  1. Сильный ветер провоцирует болтанку. Если его скорость превышает 18-20 м/с, это может вызвать недопустимый крен воздушного судна. Поэтому при штормовых предупреждениях рейсы откладываются до улучшения погоды.
  2. Дождь – не помеха самолетам. Но существуют специальные нормативы, определяющие риски при полетах в ненастье. Метеорологические сводки помогают командиру экипажа верно оценить конкретную ситуацию. При малейшей угрозе безопасности экипаж принимает решение о переносе вылета.
  3. Гроза опасна и для современных лайнеров. Поэтому перенос рейса из-за грозы – обычное явление. Если же грозовые облака встречаются на пути следования, бортовая аппаратура заранее распознает их и предупреждает пилотов. Далее они действуют по обстоятельствам: либо меняют маршрут, чтобы обойти опасную зону, либо продолжают полет по утвержденному маршруту.
  4. Удары молнии мало вредят самолетам. Современные лайнеры оборудованы специальными электростатическими разрядниками, отводящими заряд в воздух. Особые электронные устройства защищают бортовую электронику, топливную и другие системы жизнеобеспечения.
  5. Турбулентность – болтанка, которая возникает из-за разницы температур воздушных потоков. Многие пассажиры боятся именно этого явления. Но современное самолетостроение изначально закладывает в конструкцию лайнеров устойчивость к нагрузкам этого типа. Бортовые приборы заранее указывают экипажу на приближающуюся зону турбулентности, поэтому пассажиры всегда своевременно оповещаются о предстоящем испытании. Самый простой способ уменьшить неприятные ощущения – сесть в свое кресло и пристегнуть ремни безопасности.
  6. Ночные рейсы также безопасны, как и дневные. Времена керосиновых ламп давно миновали. Сейчас самолеты оснащены мощными осветительными устройствами, позволяющими пилотам даже в условиях плохой видимости выбрать площадку для посадки. И, конечно же, все современные аэропорты, принимающие ночные рейсы оборудованы системами освещения взлетно-посадочных полос.

Современные правила полетов рассчитаны таким образом, чтобы полностью обеспечить безопасность пассажиров, экипажа и воздушного судна.

Как преодолеть страх полетов: советы

Победить боязнь перед полетом часто помогают простые методики, доступные любому.

Советы по преодолению предполетных страхов:

  1. Пассажирам, боящимся высоты, нежелательно занимать места у иллюминаторов. Гораздо спокойнее они чувствуют себя в средних рядах.
  2. Алкоголь не помогает преодолеть боязнь.
  3. Мятные леденцы или жевательная резинка устраняют признаки укачивания.
  4. Интересная книга, любимая музыка, фильм отвлекают от происходящего.
  5. Одежда и обувь не должны стеснять тело.
  6. Простое дыхательное упражнение: глубокий вдох через нос – полный медленный выдох через рот. Глаза закрыты. Это помогает справиться с внезапным страхом.

Людям, склонным к паническим атакам, страдающим аэрофобией в клиническим смысле, необходимо перед полетом проконсультироваться с лечащим врачом. Он даст необходимые рекомендации и назначит соответствующие успокоительные лекарства.

Страх перед авиаперелетами порожден в первую очередь нашими средствами массовой информации. Как бы редко ни случались серьезные авиакатастрофы, эфирного времени им уделяется слишком много. На самом же деле экипаж лайнера отвечает не только за жизни пассажиров, но и за свои, поэтому ведет честную игру. Доверие профессионалам, а не шарлатанам, и несложная психологическая подготовка к полету помогают побороть все страхи, которые вызывает воздушное путешествие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.